Соляная Татьяна Владимировна

Выступление на педсовете Тема:"Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОС"

08 ноября 2022

Организация развивающей предметно-пространственной среды старшей группы построена в соответствии с ФГОС.

При создании развивающего пространства в групповом помещении, учитывалась ведущая роль игровой деятельности в развитии детей. Это, свою очередь, должно обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Предметно-развивающая среда организована так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Учитываются интересы как мальчиков, так и девочек и в труде, и в игре.

Предметно-пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:

  1. социально-коммуникативное развитие
  2. познавательное развитие
  3. речевое развитие
  4. художественно-эстетическое развитие
  5. физическое развитие.

Центры активности можно организовать на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям.

Направление: Художественно—эстетическое развитие

Центр творчества. В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски ,пластилин, дидактические игры). Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К каждому центру должен быть свободный доступ.

Центр музыки. Имеются разнообразные детские музыкальные инструменты: металлофон, барабан, гармонь, гитара, дудочки , труба, бубен, трещотка, ложки, балалайка, маракасы, бубны, свистульки, погремушки; иллюстрации с портретами композиторов, иллюстрации с музыкальными инструментами, дидактические игры на развитие музыкального слуха.

Направление: Речевое развитие

Центр книги. Включает в себя книжный утолок. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения.

 

Центр речевого развития .Имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматического строя речи, формирования словаря, мнемотаблицы. Сделаны пособия, раздаточный материал для развития устной речи, игры на звукоподражание. Картотека артикуляционных игр и упражнений, игры для развития связной речи. Художественная литература соответственно возрасту и тематического планирования.

Направление: Познавательное развитие.

Центры должны быть организованы и представлены с учётом индивидуальных особенностей детей. Подобранный наглядно дидактический материал даёт детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях, и взаимодействии всех объектов.

Центр природы. Включает в себя экологическую деятельность. В холодный период года можно разместить здесь комнатный мини-огород. В данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин «Времена года», «Животный и растительный мир», муляжи овощей и фруктов, сюжетные картинки, наборы игрушек диких, домашних животных, животных Африки; альбомы насекомых, птиц, деревьев, цветы на клумбе; стихи по временам года с картинками, картотека пословиц, загадок, примет, поговорок; глобус; детские книги о природе; энциклопедии; познавательные книги.

Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды.

Центр экспериментирования .В уголке собраны природные материалы, для возможности экспериментировать (дерево, каштаны, скорлупа грецкого ореха; свеча, резиновые игрушки, бусы, приборы-помощники: песочные часы, магниты, микроскоп, зеркала; утилизированный материал: кусочки кожи, пластмассы, пробки; медицинские материалы: колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновая груша ; технические материалы; коллекции «Ткани», «Бумага»,«Пуговицы», «Ракушки»; схемы проведения опытов.

Центр конструирования. Сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально.

Центр занимательной математики. Имеется разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания. Счётный, наглядный и раздаточный материал, магнитная доска, дидактические игры, развивающие игры. В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.

Направление: Социально-коммуникативное развитие

Центр патриотического воспитания. Он способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны, Республики, столицы. Детям представлены фотографии достопримечательностей города.

В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, Калмыкии; образцы народного декоративно-прикладного искусства , иллюстрации родов войск, портреты героев В.О.В.

Центр ряженья. Где дети очень любят надевать разнообразные наряды. Театральные уголки часто пополняются новыми атрибутами, сделанными своими руками (для игр драматизации).

Центр игры .Позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми; оснащена уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Семья», «Игры для мальчиков «Автосалон»: игрушечный транспорт средний и крупный, машины грузовые и легковые. Для обыгрывания готовых построек из разного строительного материала используются наборы разных игрушек (куклы, машины разной величины).

Центр дежурства .Имеет график дежурства, специальные фартуки и колпачки для дежурства.

Направление: Физическое развитие.

Центр двигательной активности

Имеются картотеки: комплекс утренней гимнастики, подвижных игр, загадки о спорте, наглядные пособия по видам спорта. Имеется спортивный инвентарь: кегли, скакалки, обручи, мячи разных размеров (резиновые, пластмассовые). Настольно- печатная игра «Виды спорта» иллюстративный материал «Виды спорта».

Создавая развивающую среду, я постаралась сделать ее информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей. Предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в развитии и воспитании ребёнка.

Планирую продолжить работу по оформлению группы сюжетно-ролевыми играми: «Почта», «Моряки», «Космонавты», «Школа». Оформить в предметно- развивающей среде группы «Уголок уединения» и Домашняя зона», а так же обновить имеющийся материал по познавательному и речевому развитии.

Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.

Оставить комментарий: